Народные промыслы

Вятская матрешка

Народный промысел изготовления деревянной расписной игрушки зародился на Вятской земле в начале ХХ века.

В фондах Кировского областного краеведческого музея сохранилась лишь одна матрешка, датируемая началом века. В числе деталей ее росписи красная юбка, синяя кофта, зеленая косынка. Во многом отсутствие обилия образцов вятской матрешки начала ХХ века объясняется падением интереса к ней в 1930-х годах.

Новый этап развития промысла наступил лишь в 1937 году, когда в деревнях Вахрино и Овчарное было организовано первое объединение кустарей – артель «Прогресс». Для росписи матрешек применяли масляные краски. Сама матрешка в те годы представляла из себя девицу с румянцем на щеках в цветном платочке, в сарафане с лямочками и с букетом полевых цветов в руках.

В 1958 году на Международной Брюссельской выставке с вятской матрешкой впервые познакомилась широкая иностранная публика.

Развитие промысла продолжилось. В 1960 году на базе артели «Прогресс» и артели «19 лет Октября» была организована Кировская фабрика токарных игрушек. В 1968 году специалисты осваивают новую технологию оформления матрешек анилиновыми красителями. Яркие гаммы новых красок буквально преобразили вятскую матрешку. Образцы матрешки в традиционной крестьянской одежде оказались невостребованными. Стало преобладать направление максимальной декорированности изделий. Матрешка, по-прежнему оставаясь игрушкой, всё больше и больше становилась изделием декоративно-прикладного искусства, интересным сувениром.

В то же время мастера, прекрасно сознавая опасность утраты традиций, большое внимание уделяли творческому поиску путей соединения современных им технологических приемов с местной народной традицией оформления вятских матрешек.

С 15 января по 1 апреля 1970 года Управлением по производству игрушек и художественным промыслам был объявлен конкурс по созданию лучших образцов матрешек, с целью привлечения к этому виду творчества умельцев и новаторов производства. Конкурс дал хороший результат, были разработаны и рекомендованы в производство два образца четырнадцати и пятнадцатипредметных матрешек, инкрустированных соломкой. Именно эти образцы положили начало новому направлению в развитии сувенира.

В 1995 году предприятие претерпевает очередное преобразование, и вновь художницы предприятия разрабатывают новые образцы матрешки. Совершенствуют технологию производства. Так появляются на свет новые, расписанные гуашевыми художественными красками, авторские матрешки, матрешки-укладки, матрешки-неваляшки. Исчезает тенденция к тиражированию, появляется новое направление – авторские изделия.

Вятская матрешка – наиболее северная из всех Российских матрешек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Ее милое приветливое личико завораживает и притягивает.

Другим значимым центром сохранения и развития традиций создания вятской матрешки является ЗАО «Вятский сувенир» города Нолинска Кировской области.

Основой в композиции росписи Нолинской матрешки является сохранение народных традиций: рыже-русые волосы, большие голубые глаза, яркие сочные цветовые гаммы при оформлении передников, в которых преобладают красные цвета.

С 1980-х годов оба предприятия начали выпускать, помимо традиционного варианта матрешки, – авторские. Это веяние времени принесло новые токарные формы изделий, новую тематику росписей. Обращение к сказочной, литературной и исторической теме существенно расширило сюжетный арсенал мастеров.

Свой вклад в развитие вятской матрешки вносят и другие предприятия, и даже отдельные мастера. Так, в 2002 году в городе Кирове было создано предприятие «Кудринка». Среди многочисленных образцов, создаваемых в мастерской «Кудринки», есть и акварельная авторская матрешка (32 образца). Матрешка фирмы «Кудринка» – тематическая авторская продукция с высокохудожественной акварельной росписью по дереву и применением потали (золочения). В числе тем, раскрываемых мастерицами, сюжеты русских народных сказок, так называемые летние и зимние сюжеты, сюжеты ярмарок и народных гуляний. В оформлении платка – цветочный орнамент с использованием перламутра.

Самым популярным вариантом является матрешка из семи предметов. Следом за ней идет десятипредметная и тридцатипредметная матрешка. Некоторые наборы построены так, что с их помощью родители могут рассказать целую сказку своему ребенку.

И хотя в настоящее время такая матрешка лишь частично перекликается с традиционной, являясь преимущественно авторским продуктом, она, безусловно, являет собой определенный этап исторического развития вятской матрешки, а потому содержит в себе большой потенциал, который в перспективе может получить закрепление традицией.


Вернуться